Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, наши выпускники найдут своё место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны.
Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями.
Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Для ее реализации , а также для активизации различных форм работы по проблеме поликультурного воспитания детей в учреждении была разработана Программа «Мы – дети планеты Земля».
Основные задачи Программы:
1.Повысить квалификацию педагогических работников детского сада по проблеме поликультурного образования.
2. Помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого человека таким, каков он есть.
3. Воспитать положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в своем многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий
4. Создать единое пространство детского сада и семьи по решению проблемы поликультурного воспитания.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой»
(Д. Лихачев)
Согласно этой истине, родная культура должна стать неотъемлемой частью души каждого русского человека, началом , порождающим национальное самосознание.
Педагоги нашего учреждения понимают профессиональную ответственность за духовное и нравственное воспитание детей и просвещение родителей по данной проблеме.
Успешность работы в данном направлении возможна лишь при постоянном повышении своего педагогического уровня образования.
Наиболее интересно и познавательно в нашем детском саду проходят мероприятия, когда каждый педагог имеет возможность принять участие в решении творческих задач. Это - круглый стол, тренинги, семинары-практикумы, ринги, педагогический пробег и др. Педагогический коллектив изучает историю и культуру родного края, местный фольклор , произведения народных мастеров, художников, поэтов, культуру других народов мира.
Работу с детьми начинаем с младшего возраста. Используем фольклор (сказки, колыбельные песенки, пословицы, поговорки), прививая малышам любовь к своей семье, родному дому.
В спальнях детского сада оформлены уголки русского быта. В них представлены люльки, ухваты, прялки, русские самовары, и многое другое.
Дети старшего возраста, побывав в «русской избе» имеют возможность познакомиться с игрушками народных мастеров, с народным костюмом, с устным народным творчеством.
Большое место в приобщении дошкольников к русской культуре занимают фольклорные праздники. Народная педагогика – это, прежде всего, семейная педагогика. Поэтому к работе по приобщению детей к истокам русского народного творчества привлекаем родителей воспитанников.Стало доброй традицией проводить совместные фольклорные развлечения:
"Широкая масленица»,
«Воронежская ярмарка"
«Родной край»
(с участием ансамбля «Воронежский сувенир»),
"Посиделки", "День семьи",
«Коса – русская краса»,
«Рождественский вечерок».
В этом году дети и родители получили положительные эмоции от участия в музыкальном развлечении «Чаепитие у разных народов».
Такие праздники содействуют повышению духовной культуры родителей, выработку единого взгляда детского сада и семьи на сущность процесса воспитания.
Воспитание чувства любви к Родине, толерантных взаимоотношений с людьми разных национальностей, развитию интереса к культуре и традициям разных народов является одной из первостепенных задач в дошкольном учреждении уже на протяжении нескольких лет.
Давая детям знания о народных традициях разных народов, их обычаях и обрядах, мы содействуем формированию гуманного отношения ребенка к миру, осознанию своего места в нем.
Со старшими дошкольниками проводим работу, используя проектную деятельность, которая предусматривает организацию экскурсий, просмотры видеороликов, выставки, встречи с выдающимися людьми, прославившими родной край.
«Будем достойной сменой ОАО «РЖД»
«Мечтаем петь как Ольга Чиркова - заслуженная артистка Воронежской области»
В этом году в проекте «Олимпийское образование» запланирована встреча с чемпионом мира по гребле Игнатовым Е.В., выпускником детского сада.
Интересно и красочно проходят игры – путешествия с детьми по странам СНГ (история и культура места, преданья старины, национальный костюм, национальные игры, национальное блюдо и т.д. ).
Постижению тонкостей межличностных отношений, передачи ценнейшего опыта жизни разных народов помогают путешествия с элементами театрализации:
«Москва гостеприимная»,
«Мы едем в Париж – страну моды»,
«В гости в Японию - страну цветов и восходящего солнца»
и другим странам, культура которых отмечается в нашей стране
Результатом работы по данной проблеме стало получение педагогом нашего детского сада - Кузиной Е.В. гранта на реализацию своего проекта «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Родители воспитанников принимают активное участие в семейных проектах «Я расскажу вам о своей стране…», выставке совместной деятельности (педагоги +родители + дети) поделок народно- декоративного творчества, в выполнении домашнего задания «Оденем куклу в национальный костюм», презентации модели «Птица семейного счастья».
Наши дети понимают, что добро созидает, а злом мы разрушаем мир в своей душе, в мыслях, чувствах.
Они дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. Верим, что детские навыки общения наши воспитанники перенесут во взрослую жизнь.