Детский сад № 100

sound by Jbgmusic

     Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы  будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, наши выпускники найдут своё место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны.

     Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими  изменениями.

     Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей.   Поэтому  научить  ребенка  понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной  задачей дошкольного воспитания. 

Для ее реализации , а также для  активизации  различных  форм работы по проблеме поликультурного воспитания детей  в учреждении была разработана Программа  «Мы – дети  планеты Земля».

     Основные задачи Программы:

     1.Повысить квалификацию педагогических работников детского сада по проблеме поликультурного образования.

     2. Помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого человека таким, каков он есть.

     3. Воспитать положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в  своем многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий

     4. Создать  единое пространство детского сада и семьи по решению проблемы поликультурного воспитания.  

     «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой» 

(Д. Лихачев)

     Согласно этой истине,   родная культура должна стать неотъемлемой частью души каждого  русского человека, началом , порождающим    национальное самосознание. 

     Педагоги нашего учреждения понимают профессиональную ответственность за  духовное и нравственное воспитание детей и  просвещение родителей по данной проблеме.

      Успешность работы в данном направлении возможна лишь при постоянном повышении своего педагогического уровня образования. 

     Наиболее интересно и познавательно  в нашем детском саду  проходят мероприятия, когда каждый педагог имеет возможность принять участие в решении творческих задач. Это - круглый стол,  тренинги, семинары-практикумы, ринги, педагогический пробег и др.  Педагогический коллектив изучает  историю и культуру  родного края, местный  фольклор , произведения  народных мастеров, художников, поэтов,  культуру других народов мира.   

     Работу с детьми начинаем с младшего возраста.  Используем  фольклор (сказки, колыбельные песенки, пословицы, поговорки),  прививая малышам любовь к своей семье,  родному дому.

     В спальнях  детского сада оформлены уголки русского быта. В них представлены люльки, ухваты, прялки, русские самовары,  и многое другое. 

     Дети старшего возраста, побывав в «русской избе»  имеют возможность познакомиться  с    игрушками народных мастеров, с народным костюмом, с устным народным творчеством. 

     Большое место в приобщении дошкольников к русской культуре занимают фольклорные  праздники. Народная педагогика – это, прежде всего, семейная педагогика.  Поэтому к работе по приобщению детей к  истокам русского народного творчества привлекаем  родителей воспитанников.Стало доброй традицией проводить совместные фольклорные развлечения:

 "Широкая масленица»,

«Воронежская ярмарка"

«Родной край»  

(с участием ансамбля «Воронежский сувенир»), 

"Посиделки", "День семьи",

«Коса – русская краса»,

«Рождественский вечерок».

В этом году   дети и родители получили положительные   эмоции  от участия в  музыкальном развлечении «Чаепитие у разных народов».

      Такие праздники  содействуют  повышению  духовной культуры родителей, выработку единого взгляда детского сада и семьи на сущность процесса воспитания.

     Воспитание чувства любви к Родине, толерантных взаимоотношений с людьми разных национальностей, развитию интереса к культуре и традициям разных народов является одной из первостепенных задач  в дошкольном учреждении  уже   на протяжении нескольких лет.

     Давая детям знания  о народных традициях разных народов, их обычаях и обрядах, мы содействуем формированию  гуманного отношения  ребенка к миру, осознанию  своего места в нем. 

     Со старшими дошкольниками проводим  работу, используя   проектную деятельность, которая предусматривает организацию  экскурсий,  просмотры видеороликов, выставки, встречи с выдающимися  людьми, прославившими  родной край.

«Будем достойной сменой ОАО «РЖД»

«Мечтаем петь как Ольга Чиркова  - заслуженная артистка Воронежской области»

     В  этом году  в проекте «Олимпийское образование» запланирована встреча  с чемпионом мира  по гребле  Игнатовым Е.В., выпускником  детского сада.

     Интересно и красочно проходят игры – путешествия  с детьми  по странам СНГ (история  и культура места, преданья старины, национальный костюм, национальные игры, национальное блюдо и т.д. ).

     Постижению тонкостей  межличностных отношений, передачи ценнейшего опыта жизни разных народов помогают путешествия с элементами театрализации:

«Москва гостеприимная», 

«Мы едем в Париж – страну моды»,

«В гости в Японию - страну цветов и восходящего солнца»

и другим странам, культура которых отмечается в нашей стране

     Результатом работы по данной проблеме стало получение педагогом  нашего детского сада  - Кузиной Е.В.  гранта   на реализацию своего проекта «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». 

Родители  воспитанников  принимают  активное участие в семейных проектах «Я расскажу вам о своей стране…»,  выставке  совместной деятельности (педагоги +родители + дети) поделок  народно- декоративного творчества,  в выполнении домашнего задания «Оденем куклу в национальный костюм»,  презентации  модели  «Птица  семейного счастья».

     Наши дети понимают, что добро созидает, а злом мы разрушаем мир в своей душе, в мыслях, чувствах.

     Они дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. Верим, что детские навыки общения наши воспитанники перенесут во взрослую жизнь.