Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
В самом начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, эмоциональной близости ребенок растет и развивается. У него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. В семье ребенок делает первые шаги в приобретении опыта, навыкам и умении жить в обществе, усваивает первые нравственные нормы поведения. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления.
Детский сад — первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Поэтому у нас возникла идея вовлечения семьи в воспитательно – образовательный процесс еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Реализацию такой идеи начали с того что предоставили возможность ребенку вместе с мамой играть, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Ребенок при этом спокоен, «не покинут» и по - прежнему любим. Педагоги нашего детского сада понимают важность решения этой проблемы, поэтому стараются в этот период выявить интересы и стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации к детскому саду.
Не менее важно убедить родителей, что их ребенку будет хорошо и комфортно в нашем детском саду, что здесь работают люди, готовые вместе с ними искать индивидуальный подход к каждому малышу. Для этого используем рекламную деятельность (видео и фотоматериалы, стенды, буклеты, рекомендации, памятки для родителей). Родители очень довольны и с удовольствием используют такую форму «предсадовской» подготовки.
Четкая и совместная работа педагогов, психолога, медиков и родителей, благоприятный микроклимат в детском саду – все это способствует созданию целостного пространства для развития ребенка в детском саду и семье. Строить свою работу с родителями невозможно без информационных данных о семьях наших воспитанников. С этой целью проводим систематическое изучение в виде тестирования, анкетирования и т. д. по выявлению количества полных и неполных семей, их образовательного уровня и интересов родителей для последующего участия их в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется изучению родительского заказа на образовательные и воспитательные услуги детского сада - это позволяет педагогическому коллективу скорректировать собственную работу, пригласить специалистов дополнительного образования для удовлетворения современных интересов семей воспитанников. Так в детском саду проводятся занятия по каратэ, спортивным танцам на платной основе, организована кружковая работа по интересам, коррекционно – развивающие занятия с психологом.
В детском саду на протяжении многих лет работает «Школа для родителей», основной целью которой является повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей воспитанников детского сада. Традиционно организуем дни открытых дверей, проводим семинары-практикумы по различным аспектам воспитания и развития детей, занятия с элементами тренинга, книжные выставки по педагогике и психологии, выставки детских книжек для совместного чтения с ребенком. В этом году запланирован родительский всеобуч «Родители – гиды на пути познания окружающего мира», творческий конкурс «Семья года». Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.
В период с 3 до 7-ми лет ребенок приобретает статус дошкольника. Именно в это время малыши полностью созревают психологически для учебы и вхождение в коллектив. Приблизительно в пятилетнем возрасте у ребенка начинает проявляться усидчивость, внимательность, способность слушать и запоминать информацию долгое время - так выдает себя психологическая готовность к обучению в школе.
Поступление в школу – также является переломным моментов в жизни дошкольника. В связи с этим на базе детского сада организована предшкольная подготовка детей учителями начальных классов СОШ №40.
Как показывает практика, родители детей подготовительной к школе группы чрезвычайно озабочены подготовкой будущих первоклассников к школьному обучению. При этом такая подготовка понимается очень узко: тренировка навыков чтения, счета, письма. На наш взгляд, узкая направленность усилий родителей может навредить ребенку, привести к формированию у него негативного образа школы, что скажется на мотивационной готовности к школьному обучению. В связи с этим проводим профилактику возможных трудностей у детей и их родителей при адаптации к школе: лектории для родителей по психолого-педагогической тематике ,психологические тесты «Готова ли Ваша семья отдать своего ребенка в школу?», мероприятия с элементами тренинга «Идем в школу с радостью!».
Установлению гармоничных отношений между родителями и детьми, а также между педагогами и родителями способствуют совместные мероприятия. Родители наших воспитанников принимают активное участие в проектной деятельности «Хлеб – всему голова», «Родной Воронеж», в выставках «Осенняя магистраль», «Оденем куклу в национальный костюм», « Русский валенок» спортивных олимпиадах (летняя и зимняя) «Кто со спортом дружен – «РЖД» он нужен», фото- конкурсах «Природа просит помощи», «Мой папа в армии служил», « Крутые дороги войны», праздниках. Родители реализуют себя в творчестве , получают положительные эмоции участвуя в фольклорных развлечениях: "Посиделки", "День семьи", " Воронежская ярмарка", «Рождественский вечерок», «Широкая масленица», «Коса – русская краса». «Чаепитие у разных народов».
Стало доброй традицией проводить родительские собрания в нетрадиционной форме, когда родители рассказывают о семейных реликвиях и традициях. Провели презентацию в форме семейного альбома «Моя семья». Дети с удовольствием рассматривают фотографии и рассказывают о членах своей семьи.
В музее детского сада создано древо «Моя железнодорожная родословная» для воспитания у детей чувства уважения, гордости и благодарности к труду членов своей семьи. В этом году планируем провести гостиную «Ключ семейного счастья». Считаем, что совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, способствует установлению доверительных отношений с ним взрослых. Поэтому мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи ребенка.
В результате проделанной работы родители наших воспитанников выражают благодарность за создание в детском саду «домашней» обстановки, за оказание своевременной помощи в воспитании и развитии их детей, за их душевный комфорт.
В 2010 учебном году семья Игнатенко заняла 1 место в номинации «сценическое искусство», семья Уразовых заняла 3 место и три семьи детского сада стали лауреатами этого конкурса в номинации «прикладное искусство».
В сентябре 2012 г. родители воспитанников подготовительной к школе группы приняли активное участие в подготовке к городскому празднику «Город молодых». Дошкольное учреждение за участие в этом мероприятии получило благодарственное письмо от руководителя Управы железнодорожного района.